Анатолий Мигов

сайт бизнес-консультанта

Home Публикации Реклама и маркетинг ПРО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДЕЛО или Как писать нескучные тексты о людях

ПРО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДЕЛО или Как писать нескучные тексты о людях

Печать

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Лев Толстой.

«Все плохие тексты похожи друг на друга, все хорошие - хороши по-своему». Анатолий Мигов.

Наша цель – научиться писать хорошие по-своему тексты. То есть не похожие ни на кого другого.И главное, чтобы были нескучными. Потому что скука – это смерть для текста. Впрочем, и для человека тоже. Но, чтобы это получилось, мы пойдем от противного, и начнем с того, что попытаемся писать «как все». Ну или почти «КАК ВСЕ».

В общем, начнем со структуры. Она существует, универсальная структура текста? Конечно!


 

Универсальная структура текста:

ИСТОРИЯ(Начало) – ИДЕЯ (раскрытие темы) – ИСТОРИЯ (Окончание).

Подходит ли такая схема для текста про человека и его дело? А почему бы и нет!

ИСТОРИЯ – это может быть реальный случай, байка, цитата нашего героя, чье-нибудь высказывание о нашем герое или авторское суждение о нем.

ИДЕЯ. На самом деле здесь должны быть две идеи: 1.Этот человек уникальный: 2. Его продукт или бизнес уникальный* (полезный, выгодный нам)

*Уникальный - Единственный в своем роде, неповторимый, редкий, исключительный (словарь Ожегова)

ИСТОРИЯ- здесь также, как в начале может быть реальный случай, байка, цитата нашего героя, чье-нибудь высказывание о нашем герое или авторское суждение о нем.

Начало – это самый сильный и самый интересный текст! Это когда начинаешь читать и говоришь, «АФТАР ЖЖЕТ! ДАВАЙ ИСЧО!».

Вот например, очень рекомендую, начало текста замечательного фотографа и журналиста Юрия Роста (http://www.yury-rost.ru).

"- Скажи, Николаич, - спрашиваю Георгия Николаевича Данелия, - если я напишу про Гию Канчели что он гений, это как?

- Просто гений?

- Просто.

- Обидится.

- А талантливый гений?

Данелия смотрит в окно на Чистые пруды, гладит свои товарищей – котов Афоню и Шкета, насвистывает мелодию Канчели из своего фильма «Слезы капали» и с прямой спиной (которую нынче мало кто носит) ходит по комнате. Думает.

Понимая серьезность вопроса, сижу тихо и волнуюсь.

- Так можно. …"

Конец – это очень энергичная фраза. Закончить надо резко и неожиданно. Чуть раньше, чем ожидает читатель. Тогда он придет к вам еще.

Помните историю про тысячу и одну ночь? Как только султану станет неинтересно, рассказчицу сразу убьют (скука=смерть!). Поэтому всегда начало новой сказки такое, что султан дает девушке дожить до следующей ночи. А конец всегда неожиданный и раньше, чем его ожидаешь.

Вот еще один пример от мастера:

"ТАЛЬ

Шахматисты тогда владели умами. В больших городах выставлялись демонстрационные доски, и сотни любителей стояли возле них часами, обсуждая высокую игру.

Про чемпионов и претендентов знали все. Поскольку родина стеснялась радости, которую приносила аполитичная игра, каждый известный гроссмейстер наделялся неким качеством, которое превращало шахматы в занятие, существующее параллельно с основным, как будто, служением советскому строю. Ботвинник был профессором, Тайманов – пианистом в четыре руки, Смыслов вообще пел. Кто-то что-то возглавлял общественное.

Шахматы – дело умное и серьезное. Чемпион олицетворял интеллектуальную мощь страны. Хорошо бы, конечно, русский. Но если профессор и партиец, то можно и Ботвинник.

Мы интернационалисты.

И вдруг! Как черт из табакерки, из города Риги выскакивает юный, наглый и веселый абсолютный игрок. Страшный, трехпалый, дьявольски обаятельный шахматный гений Михаил Таль.

Импровизатор, виртуоз...

любитель женщин, бражник, остроумец...

живой и страстный – как укор рутине.

Короче и прозой: безалаберный революционер духа.

Он садится за столик с уважаемым и методичным профессором, обыгрывает его, становится чемпионом мира, нанеся разрушительный удар по мифу о советском образе жизни.

Инакодумающий Таль одерживает победу. Короткую. Временную.

Как все живое, нестандартное, свободное, не встроенное в устав рабского самосознания моей страны, он был обречен.

Но был!" (Юрий Рост)

Видите, как резко и неожиданно он закончил. «Но был!» - сильно и точно как выстрел. И прямо в десятку! И больше ничего не надо.

Теперь про то, какой должна быть основная часть – ИДЕЯ статьи или Раскрытие темы. О чем и как надо писать? Самое главное – чтобы было интересно. А если подробнее, то я сформулировал пять простых правил.

5 ПРАВИЛ для текста про человека и его дело:

1.УНИКАЛЬНОСТЬ. «Такие как все» никому не интересны. Тиньков врет, когда говорит: «Я такой как все». Врет специально, это провокация. На самом деле его послание человечеству такое: «Я с виду такой как все, но большинство из вас никогда не сможет жить так интересно и дерзко как я!» А кто-то это понимает так: «Я тоже смогу как Тинькофф!» Но мы должны помнить: нам скучно читать про такого как все - «родился, учился, женился….».

Помните, «Рассказ о неизвестном герое» Маршака?

«Среднего роста, Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой Футболке и кепке.

Знак "ГТО" На груди у него.

Больше не знают О нем ничего».

(С.Маршак)

Его искали, чтобы наградить, но так и не нашли. Лица нет потому что. Такой же как все…. А «Дядя Степа милиционер»? Мимо него не пройдешь, потому что уникальный человек. А «Рассеянный с улицы Басейной»? Он уникальный? Еще какой! Совсем не такой как все! Даже если его уникальность выражается только в том, что он вместо шляпы носит сковороду.

2. ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК, НЕ РОБОТ. Может ли живой человек говорить как механическая кукла? Нет, нет и нет! Зачем он тогда в печатных текстах говорит: «У нас дружный коллектив, доброжелательная атмосфера, грамотный и компетентный директор». Ну, представьте себе, к вам мама в гости приехала и спрашивает: «Сынок, ну что у тебя на работе? Как у вас там?» А вы ей отвечаете: «У нас дружный коллектив, доброжелательная атмосфера ….». Боюсь, мама тут же поймет, что вы курите что-то неправильное.

3. ЭТО МОЖНО ЧИТАТЬ ВСЛУХ. Пишете так, как рассказываете историю попутчикам в поезде. Если вы нашли уникальность человека, то вам не придется задумываться о том, как написать. Это когда нечего сказать, ты вынужден выкручиваться с помощью словесных хитростей. Проверяется очень хорошо: прочитайте написанное кому-нибудь из близких или хороших друзей. Если тест плохой, то либо слушатель начнет зевать, либо вы сами почувствуете фальшь.

4. ЕСТЬ КОНФЛИКТ (или ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ) ГЕРОЯ. Конфликт – это не просто ссора на коммунальной кухне. Это когда есть цель, и есть барьеры или противники на пути к цели. Одиссей - хочет вернуться на Итаку, это его цель. Но Посейдон мешает ему. А также барьеры Одиссея – это стихия и интриги сексуально озабоченных богинь…

Внутренний конфликт – это когда герой сам себе ставит барьеры. Если опять посмотреть на Одиссея, то его внутренний конфликт таков: На Итаку вернуться, конечно, надо. Но Пенелопа там уже состарилась, а здесь на каждом втором острове юные богини. И поэтому он не очень-то спешит.

Нам всем не интересна биография, как перечисление рядовых событий. Нам интересно, как герой преодолевал барьеры.

5.ЕСТЬ ВЫГОДА. То есть продукт, который производит наш герой, нам полезен. Он делает мир лучше.

Анатолий МИГОВ

 

Комментарии  

 
0 # Виктор Ермолаев 25.03.2013 15:40
Почему статья должна быть написана разговорным языком? Сленг в СМИ режет уши. Фразы типа этой: "«АФТАР ЖЖЕТ! ДАВАЙ ИСЧО!» с головой выдают школоту.
 
 
+2 # Анатолий Мигов 25.03.2013 15:54
Цитирую Виктор Ермолаев:
Почему статья должна быть написана разговорным языком? Сленг в СМИ режет уши. Фразы типа этой: "«АФТАР ЖЖЕТ! ДАВАЙ ИСЧО!» с головой выдают школоту.


Разговорный - это значит, обычная речь, на которой разговаривают люди. Это не сленг, не бюрократический доклад, не затасканные журналистские штампы и шаблоны.
 
 
+1 # Виктор Ермолаев 25.03.2013 15:44
Вы интересно написали о внутреннем конфликте. Обычно этот момент совершенно упускают, когда пишут о человеке. Люди не роботы. Им свойственно ошибаться и сомневаться.
 
 
+2 # Анатолий Мигов 25.03.2013 15:53
Цитирую Виктор Ермолаев:
Люди не роботы. Им свойственно ошибаться и сомневаться.


Совершенно верно! И нам всегда интересно читать, о том, какие ошибки совершил человек, как он с ними справился, как это повлияло на его решения и дальнейший путь.
 

МОИ УСЛУГИ

консалтинг:

структура компании

система управления

Программа "Быстрый Старт"

семинары и тренинги:

 

"Как создать БУМ клиентов"

"Как построить растущий бизнес"

"Как увеличить эффективность персонала"

"Как увеличить продажи и обойти конкурентов с помощью PR"

видео-семинары:

Видеозапись семинара "Практический PR", в 3-х частях, время -5 часов. Приобрести можно ЗДЕСЬ.

Видеозапись семинара "Как построить организационную структуру", в 2-х частях, время -2 часа. Приобрести можно ЗДЕСЬ.


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ

Здесь можно подписаться на рассылку "ЕЩЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ ОТ ВАШЕГО БИЗНЕСА"

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

В подарок вы получите книгу "Бизнес-Навигатор V"